Мечты сбываются

06.11.2014

Премьера музыкальной постановки в Чехов-центре

К этому моменту Чехов-центр шел очень долго. Мечта о музыкальном театре вызревала еще  с начала ХХI века, когда ныне ведущие актеры Чехов-центра только закончили театральный колледж и начинали свой профессиональный путь. Эту идею лелеял еще художественный руководитель Павел Цепенюк, с легкой руки которого когда-то появились музыкальные  постановки «С любовью к оперетте»,  «Севастополь-ский вальс», «Неосторожность»…  Для того чтобы 
Чехов-центр сделал столь громкую заявку, как ревю «Мечты, любовь и кабаре», нужно было многое. Чтобы набрали силы и вес оба музыкальных коллектива под крышей Чехов-центра – камерный ансамбль «Дивертисмент»  под управлением Натальи Лопатиной  и группа «Джаз-тайм» Владимира Киндинова. Чтобы сложился пусть небольшой, но стабильный круг артистов-вокалистов, с которыми можно тем не менее замахиваться на большие проекты. Чтобы  любовь к музыкальному театру была в крови у зрителя, а так оно и есть, учитывая стойкие аншлаги на премьерах заезжих оперетт. Ну и, конечно, чтобы  сахалинский театр  вошел в сферу интересов дирижера берлинского Нового симфонического оркестра Грегора Дю Букле и хореографа Доминика Бюттнера.
Для Г. Дю Букле, уроженца Голливуда, более двадцати лет живущего в Германии, совместный  с Чехов-центром проект по идее Нини Штадльманн (Вена) стал продолжением его экспериментов в российской провинции. За время реализации 25 проектов с музыкантами России выражение «русское сердце» стало для него «настоящим жизненным переживанием». А Чехов-центр поддержал его давнюю мечту о попытке мюзикла, рискнув пропустить через легкий жанр тему, насыщенную предвестием самой страшной войны. Работая с сахалинцами, Г. Дю Букле не изменил новаторству, и наряду с мелодиями, которые у всех на слуху, в «Мечтах…» впервые звучат его находки из музыкальных архивов Германии.
Для начала впервые в новейшей истории Чехов-центра он создал сводный оркестр из обоих музыкальных коллективов, вполне самодостаточных и оригинальных, и они звучали как единое целое.  И вовсе не дежурным комплиментом гостя, но признанием очевидного стали слова Г. Дю Букле: «Я потрясен  профессионализмом «Дивертисмента» и «Джаз-тайма», их техническими возможностями и способностями впитать новые стили. Ловил себя на мысли: хорошо бы, если и в Германии работали такие музыканты и вокалисты, отдаваясь своему делу на все сто процентов». Сахалинско-немецкий эксперимент стал очевидным профессиональным взлетом для солистов «Дивертисмента» и «Джаз-тайма» – Дианы Сельдешевой, Елены Денисовой, Леонида Всеволодского, Елены Акшенцевой и Елены Троян. Вместе с новым актером Чехов-центра Сергеем Козенковым (конферансье), который успешно «дирижировал» действом, столь немногочисленным составом они рискнули отважно освоить  территорию клуба «Берлин» 1931 года на сцене Чехов-центра – очень живую, кипучую, как брызги шампанского, атмосферу ка-баре. Наверно, для кабаретной феерии нынешнего количества вокалистов маловато, но оцените «красоту игры» – великолепного дуэта Елены Денисовой (продавщица сигарет) и Леонида Всеволодского (Герман), рассказавших хрестоматийный театральный сюжет, в котором  главной стала любовь к сцене и просто любовь. А «роковая блондинка» Диана Сельдешева оживила легенду ХХ века –  Марлен Дитрих, поразив точностью приближения к образу (в интонациях, движениях) и магией собственного шарма. Как, впрочем, и юмором, пластичностью, легко меняя имидж ледяной дивы на комический образ пьяненькой кабаретной певички, отчего вдрызг разлетаются пафосные мечты Германа о неземной  любви и рождается звезда из Золушки закулисья.
Да, авторы говорили  о замысле поведать через музыку давнюю историю: двойственную атмосферу жизни Берлина на грани – «танцы на вулкане» («Все живут на полную  катушку, но в воздухе уже есть предощущение беды. Люди наслаждаются жизнью и в то же время понимают, что это скоро закончится»). Но, как показалось, драматизм авторской идеи трансформировался по ходу пьесы в нечто более оптимистическое. Потому что в конечном счете торжествовала музыка, а она, по словам Г. Дю Букле, «всегда есть олицетворение любви. Музыка соединяет людей везде».  Благодаря  этим «шестерым смелым» «Мечты...» стали поистине царским подарком для музыкальных гурманов Сахалина. Ведь в новой постановке сложилось согласие из столь разновеликих тем, как брехтовские зонги, джаз, свинг, классическая оперетта, а всего – произведения более двадцати композиторов, от хита Мэкки-ножа из «Трехгрошовой оперы» Курта Вайля до песни из «Веселых ребят» Исаака Дунаевского, от Шолома Секунды до Джорджа Гершвина и Имре Кальмана.
Мэтр Дю Букле личным участием благословил  премьеру.  Ведь он не только  руководит оркестром и фонтанирует идеями, он и постоянно «действующий» певец, музыкант-многостаночник, что и показал в Южно-Сахалинске. Конечно, грустновато будет в дальнейшем без его банджо, флейты, саксофона, трубы, тромбона и лучезарной улыбки. Тем не менее  свое участие он оценил скромно:  это было «лишь чуть-чуть аромата к прекрасному блюду» сахалинских музыкантов и вокалистов. «Блюдо» высоко оценила публика. Тем более что  «Мечты, любовь и кабаре» завершаются  совершенно так, как подспудно ожидал зал, в котором прекрасного пола всегда больше, чем сильного, – арией Бони из «Сильвы». Ну да, да, «без женщин жить нельзя на свете». Так утверждают Грегор Дю Букле и Чехов-центр, и с этим никто не спорит.

Ирина Сидорова, газета "Советский Сахалин"

6 ноября 2014 год

Другие события