Дьявол против дьявола

30.06.2015

Иной взгляд на Вторую мировую представили в Чехов-центре

Европейская история

Кстати

Швейцарский писатель Макс Фриш – одна из крупнейших фигур европейской литературы второй половины XX столетия. Архитектор по профессии, он лишь в начале 50-х решился полностью посвятить себя литературе.

Под занавес 84-го театрального сезона в Чехов-центре сыграли премьеру – спектакль-реквием «Опять они поют» по пьесе швейцарского драматурга Макса Фриша. Реквием по всем погибшим на Второй мировой войне, по всем жертвам людской ненависти и жестокости.

Отдавая дань 70-летию Великой Победы, режиссер постановки, художественный руководитель островного храма Мельпомены Антон Коваленко подошел к военной теме с необычного угла. «Опять они поют» предлагает взглянуть на известные события глазами европейцев – наших союзников и противников.

– Это европейская история. Это их взгляд на войну, которая случилась на Европейском континенте. Их попытка анализировать причины, следствия и тот кризис ценностей, который привел к этой войне. Автор пьесы – швейцарский драматург Макс Фриш – совершил серьезную работу над ошибками. Он показал, как сама Европа смотрит на то безумие, что там произошло. Наша страна уже потом оказалась втянута в эту войну. Мы взяли на себя миссию очищения Европы от болезни, которая ее поразила, – поясняет Антон Александрович. – Автор на самом высоком уровне размышляет о том, что война идет прежде всего у человека внутри. Пока жив человек, будет жива война. А почему – это вопрос, и на него нет ответа, который мог бы однозначно всех удовлетворить.

https://skr.su/uploaded-files/84004/x.jpg 

Макс Фриш нарочито ушел от обозначения национальностей, рассматривая самое страшное в мире зло – войну – на общечеловеческом уровне. «Все матери едины», – скажет один из героев. И все равны перед лицом смерти. Неважно, кто враг, а кто друг, ведь на обеих чашах весов – человеческие судьбы.

Во время войны драматург находился на границе с Германией, в постоянном тревожном ожидании вторжения. После окончания Второй мировой Фриш много ездил по лежащей в руинах Европе, впитывая человеческие беды и страдания. Неприятие фашистских идей стало тогда неотъемлемой частью мироощущения молодого писателя.

По ту сторону бытия

«Ты так смотришь, будто самого себя расстрелял!», – удивляется Герберт (Леонид Всеволодский) своему товарищу Карлу (Сергей Авдиенко). Они только что убили двадцать одного человека. До последнего своего вдоха заложники – мужчины и женщины, старики и дети – пели.

И если для убежденного и уверенного в своих идеях Герберта достаточно причины вроде «это были заложники», то для Карла действие по приказу не отменяет душевных мук. Солдат грезит о возвращении домой и мамином печенье, не зная еще, что мама погибла во время бомбежки. Но дома остались отец, ценящий все прекрасное и защищающий своих близких (Андрей Кошелев), любящая, нежная Мария (Наталья Красилова) и новорожденный сынишка, которому так и не суждено будет осознать, как прекрасна жизнь на земле. Глядя на эту простую семью, язык не повернется назвать их фашистами.

https://skr.su/uploaded-files/84009/x.jpg 

А между тем они находятся по ту сторону баррикад и считают своих противников, виновных в смерти родных, дьяволами. Дьяволами называют их и летчики, в которых нетрудно угадать англичан или американцев. Война ожесточает в людях слепую непримиримость. И вот уже противники не видят другого выхода, кроме как подавлять целые народы в надежде стереть «болезнь» с лица земли. Наконец, в этот хор страха и ненависти врезается одинокий голос прозревшего: «Наши тоже не лучше».

Вторая часть спектакля переносит зрителя на другую сторону – уже не баррикад, а бытия. Все погибшие собираются в монастыре, где не смолкает пение расстрелянных заложников. Священник, который вырыл для них могилу, а потом и сам был убит (Виктор Черноскутов), предлагает кров английским летчикам (Андрей Кузин, Сергей Максимчук, Александр Ли, Владимир Байдалов) и другим жертвам мясорубки под названием «война».

В этом своеобразном загробном мире все заняты самыми обыкновенными делами: собирают зерно, носят воду, пекут хлеб. И самое главное – учатся видеть друг в друге не врагов и дьяволов, а обыкновенных людей, таких же, как они сами. Но вся трагедия в том, что мир и понимание стали возможны лишь после смерти. И эту вдруг обретенную мудрость мертвые не в силах донести до живых, которые так и продолжают совершать ошибки.

Видео, свет и танец

В премьерной постановке задействована большая часть труппы Чехов-центра. В качестве музыкантов и актеров на сцену вышли также участники камерного ансамбля «Дивертисмент» (Наталья, Владимир и Александр Лопатины, Елена Денисова). Александр Лопатин смог в очередной раз блеснуть композиторским талантом, создав музыку к спектаклю.

Ужасы войны в «Опять они поют» становятся объемными, давящими холодным металлом своей безысходности. Сценография, воплощенная художником-постановщиком Анной Федоровой (Москва) и видеорежиссером Дарьей Кычиной (Москва), переносит зрителя в условное пространство, где абстрактная конструкция напоминает то ли лестницу, то ли крыло самолета. Отдельный персонаж в этой постановке – свет. Над световым оформлением работал Сергей Скорнецкий, лауреат «Золотой маски» в номинации «Лучшая работа художника по свету».

Оригинальны в спектакле эпизоды бомбардировок. Балетмейстер Дмитрий Голубев из Барнаула облек их в пластическую форму танца-борьбы. К слову, вполне возможно, что в следующем театральном сезоне Дмитрий на постоянной основе присоединится к постановочной группе, и в Чехов-центре появится штатный хореограф.

– Мне кажется, что мы взяли хорошую планку с этим спектаклем, – считает А. Коваленко. – Смогли с другой стороны показать себя и театр. Такой синтез технического искусства и актерской игры дорогого стоит. Понимая друг друга без слов, мы все работали на один результат.

Кстати, в качестве художественного руководителя островного театра Антон Александрович проработал первый сезон. Этот театральный год выдался насыщенным на события и знаменательные даты – 70-летие Победы, Год литературы, юбилей А. П. Чехова. Потому, признается режиссер, пришлось расширить свой обычный график и решиться на премьеру уже в июне.

В пору театральной зрелости

Следующий театральный год обещает быть не менее насыщенным. Юбилейный, 85-й сезон откроется очередной премьерой в октябре.

– 85 лет театру – это уже зрелая юность. Чехов-центр выходит на взрослую дорогу. Мы много нового открыли для себя в этом сезоне. А как сработались с командой, это покажет уже следующий. Я искренне и честно проработал этот год. И, надеюсь, все это было не зря, – говорит худрук Чехов-центра.

Этот театральный сезон запомнился сахалинцам множеством разноплановых премьер. Стартовав трагикомедией «Визит старой дамы» к юбилею Клары Кисенковой, он продолжился ярким международным проектом – музыкальным ревю «Мечты, любовь и кабаре», который перенес зрителей в атмосферу «танцев на вулкане» в Берлине 30-х. О том, насколько современна русская классика, напомнили «Шутки Чехова» по одноактным пьесам Антона Павловича и «Играем преступление» по роману «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

Смогли заявить о себе в этом сезоне и молодые талантливые сахалинские режиссеры, а по совместительству актрисы Чехов-центра. Марина Семенова представила премьеру «День рождения Смирновой», а Наталья Шаркова – «О, женщины!».

К слову, ближайшее театральное событие ждет сахалинцев в сентябре. С 4 по 8 сентября в островной столице пройдут гастроли Амурского областного драматического театра.

Екатерина Банковская, РИА "Сахалин-Курилы", газета "Губернские ведомости"

Другие события