Веселый портняжка. Новый спектакль в Чехов-центре

01.06.2017

Постановку комедии «Дамский портной» на большой сцене Чехов-центра осуществил главный режиссер Ростовского-на-Дону академического молодежного театра Михаил Заец.

Выбор постановщика случайным не кажется, учитывая, сколь горячо Михаил Заец ратует за честь комедии и восстановление ее в правах на сцене. Будить положительные эмоции в публике тоже относится к полномочиям театра, но искусство комедии сегодня снижено до «плинтуса» привозными антрепризами уровня «Аншлага». И найти режиссера для качественной постановки комедии – смешной и непошлой (как и детских спектаклей) – задача слабоподъемная.

Пьеса «Дамский портной», написанная драматургом Жоржем Фейдо в 1887 году, и в наши дни продолжает оставаться на плаву. Некоторые постановщики находят в ней больше преимуществ, чем в мегапопулярных комедиях Рэя Куни, без преувеличения заполонившего все театры России. Из своего театра Михаил Заец Р. Куни изгнал, а в пьесе Фейдо усмотрел достойную основу для приложения сил.

В «Дамском портном» слышится легкий вздох режиссера по утраченному искусству русского водевиля, выросшего в самостоятельное явление из французской комедии, хотя художник-сценограф Алексей Паненков словесно и дистанцировался от намеков на прекрасную Францию. Вот в жизни не догадаешься, что огромная стеклянная стена, расчерченная на кубики и ромбы,– отсыл к французским примитивистам и импрессионистам, а небоскребы на заднике – к Эйфелевой башне. Почему зеленого цвета? А так захотелось художнику. Но дальше проще. Прилично одетый молодой человек в маскарадном парике спит на скамейке под звездами, как какой-нибудь бомж, и в этот сладкий сон вторгаются музыка, танцы, изумительные дамы и господа, выпавшие прямиком с бала, что с самого начала интригует и настраивает на благодушный, если не сказать, праздничный лад. Конечно, можно было бы героев Фейдо одеть в джинсы, как это часто делают для актуализации пьесы. Но все-таки режиссер потрафил публике, которая в глубине души скучает по нездешним нарядам и коллизиям.

«Дамский портной» втягивает зрителя в историю молодого человека Мулино (Виктор Крахмалев), вроде бы доктора по основному занятию, но ведущего столь насыщенную светскую жизнь в распрекрасном XIX веке, что на медицину времени явно не хватает. Оно уходит на разборки с женами – своей (Алиса Медведева) и чужими (Татьяна Никонова, Ирина Звягинцева), их мужьями (Леонид Всеволодский, Владимир Байдалов), совершенно анекдотической тещей (Анна Антонова). Любвеобильный красавчик, к коему дамы липнут как мухи к сладкому, два с половиной часа виртуозно ныряет из капкана одного адюльтера в другой. Вся жизнь – игра, вздохнуть некогда, и где-то между рандеву ему приходится притворяться этим самым дамским портным. Если бы Виктор Крахмалев был ветераном сцены, «Дамский портной», в котором в фокусе внимания безумные похождения повесы Мулино по балам и операм, можно было бы взять для бенефиса. Впрочем, предложение не пройдет, потому что главный герой должен обладать хорошей физической формой, проявляя чудеса акробатики в ураганном темпе.

Сюжет, отчетливо попахивающий нафталином и «мылом» сериалов телеканала «Россия», можно измерять километрами, потому что он не имеет значения. Но право на существование имеет хотя бы потому, что смех на сцене задевает струны в зале. На премьерном показе зрительницы понятливым смехом принимали близко к сердцу скорость, с которой неутомимый ловелас вертелся ужом на горячей сковородке перед обманутой женой. Прекрасная Роза (Ирина Звягинцева) олицетворяет свободные нравы и феминизм на марше, который магнитом тянет маленьких и робких мужчин с душой трепетной лани вроде Бассине (Владимир Байдалов). А уж многие мужчины в зале могли бы сказать: «Это моя история» в ответ на реплики тещи, которая железной рукой занимается миротворчеством так, что молодая семья вот-вот развалится. Не случайно элегантная мадам Эгревиль (Анна Антонова) то и дело выходит на авансцену, адресуясь непосредственно к залу: вы меня слышите?.. «Дамский портной» напрочь лишен дидактики, в нем плещет через край брызгами шампанского беззаботная и безмозглая радость жизни, о которой мы, замороченные трудовыми буднями, любим помечтать. Винегрет из мужчин и женщин в умопомрачительных нарядах, шить которые доставило отдельную радость костюмерам, расходится на благостные влюбленные парочки, и все счастливы, как и положено в комедии.

Любая премьера в Чехов-центре вызывает предсказуемые реакции зрительской общественности. В случае премьеры в очень легком жанре это стоны на тему «зачем нам такая пошлятина» и что-нибудь о высокой миссии театра. В случае авангардных постановок с глубоко закопанными смыслами и подтекстами – восторг патентованных театральных критиков, а также тоска у зрителей и, соответственно, кассиров. Третьего не дано, посему театр, будучи извечно между молотом и наковальней, должно волновать только одно – как соблюсти баланс интересов зрителей. Свою квоту новинок легкого жанра на этот сезон Чехов-центр выбрал, а десять дней фестиваля «Сахалинская рампа» в июне удовлетворят вкусы самых тонко чувствующих театралов.

И. СИДОРОВА "Советский Сахалин".