В Южно-Сахалинске состоялся конкурс самодеятельных актерских работ "Золотая канитель"

06.05.2014

Конкурс самостоятельных актерских работ "Золотая канитель" под эгидой Сахалинского отделения Союза театральных деятелей прошел на сцене Сахалинского театра кукол.

После успешного дебюта в прошлом году он прибавил в весе за счет старших и младших родственников  — Чехов-центра и Сахалинского театрального колледжа, восстановив равновесие и явив примеры похвального взаимодействия. "Золотая канитель", освященная именем К.Станиславского (К.С.), раздвигает пределы актерской независимости: твори, выдумывай, пробуй. Ожидать здесь повсюду соперничества равных в силах — не тот случай, но моменты качественной болотной скуки на подступах к большой сцене (всякое бывает) на сто процентов компенсируются сюрпризами и откровенными, "высоковольтными" удачами.

Пересыпаемое вкусными театральными мифами и байками с участием корифеев (Станиславский, Мейерхольд, Москвин, Охлопков и др.), "канительное" ревю вобрало в себя музыкальные тени нивхских преданий и утомительно-слащавые монологи про нелегкую актерскую долю, пластические этюды и лихие хореографические шутки по мотивам А.С.Пушкина, отменной ясности и чистоты романсы и новорусские сказки с кошачьими боями местного значения. В целом было живенько, в прытком темпе, "в котором дьячок читает заупокойную на бедных похоронах" (цитата из классика), а из дюжины номеров программы зацепили особо три.

Во-первых, хорошее знание предмета и чувство юмора проявили студенты Сахалинского театрального колледжа, обратившиеся к пошаговому руководству для театров от чешского классика Карела Чапека "Как ставится пьеса". (Кстати, господа ведущие, все-таки не Кар′ела, а К′арела Чапека это сочинение! — Прим. автора). Пользуясь шутливой чапековской шпаргалкой, они вдоволь оттоптались на устоях провинциальных (и не только, наверно) театров, видимо, предчувствуя свою несахарную судьбу в борьбе с режиссерами — убийцами актерского и авторского таланта. Получилось в силу нежного возраста и соответствующего нахальства мило, весело и предусмотрительно: когда ж еще выпадет шанс показать несведущим закулисье театрального священнодейства, а заодно попинать драматурга, помотать нервы гениальному постановщику. И как не вздохнуть: вот только студенты и привносят в жизнь хрусткий вкус театрального капустника, прочно изгнанного из серьезных профессиональных коллективов, по уши закопавшихся в умные пьесы.

Во-вторых, визитная карточка Чехов-центра на конкурсе напомнила об одном из лучших его спектаклей, в котором одну из лучших (верим, что не последнюю) своих ролей сыграла Марина Семенова, — "Аделаида" Андрея Бажина. "День рождения Смирновой" Людмилы Петрушевской под бульканье, чавканье и лирические стоны радиолы содержит легкий, но настоятельный укор режиссерам, убежденным, что женские спектакли не соберут кассу. В этой коммунально-бытовой истории вокруг столика с чинзано блистают три замечательные полуграции Чехов-центра — Марина Семенова, Татьяна Максимова, Анна Антонова, и затруднительно сказать, чей блеск ярче. За минимум времени они успевают подружиться, переругаться и порыдать о разбитой жизни, заодно вывернуть душу, не жалея нервов, себе и зрителю и рассказать про свою страну и несгибаемый национальный характер — нас бьют, а мы крепчаем. Это, собственно, не только про просто женщин, но и про женщин театра, которые никогда не сыты тем, что дают предлагаемые обстоятельства и на что тратится жизнь актерская, пока режиссер мечется в поисках сверхидеи...

В-третьих, театр можно и слушать. Но сначала, восемь лет назад спектакль "Люди — нелюди" по пьесе Эриха Марии Ремарка "Последняя остановка" Ольга Новикова поставила для многолетней традиции Южно-Сахалинского педагогического колледжа и факультета сервиса и туризма СахГУ — театрального фестиваля "Декабрьские вечера". Звукорежиссер Сахалинского театра кукол Александр Попов сделал из него радиоверсию, оставив лишь голос юного Дмитрия Коллена, который отлично вписался в профессиональную компанию. А.Попов отсек таким образом все лишнее, обострив до предела индивидуальную мощь актеров — театра кукол (Антонины Добролюбовой, Евгения Панихина, Маргариты Петровой, Дмитрия Добролюбова), Чехов-центра (Андрея Кузина). В 8-минутном спектакле без единого шва картину мира формируют звуки — музыка, голоса, сквозь которые прорастает взрывная волна войны. Сколь печально, что антивоенный, антифашистский пафос Ремарка — если не навсегда, то очень надолго. За восемь лет на полке в "запасе" жизнь не переменилась, и пьеса Ремарка была всего лишь предчувствием ужасов Одессы, Славянска, Луганска ХХI века.... Собиратель звуков А.Попов, у которого счастливо совпадают жизнь, работа, хобби, очень точно расставил акценты: родилась гармония о невыносимой боли бытия и вечной победе света над мраком. И как-нибудь он сочинит спектакль о тишине — лучшем из возможных звуков, особо ценимых после войны.

Будут ли плоды творческого взлета востребованы в практической плоскости — вопрос без ответа, но в "копилке счастья" остаются моменты творчества. Эти люди будут всегда двигаться вперед. Кстати, К.Чапек так знойно и честно прописал среднестатистическую актерскую судьбу в среднестатистическом театре, что его опусом от первой до последней страницы надо потчевать всякого абитуриента, рвущегося в актеры. И если, захлопнув книгу, он в панике не "сдуется" — значит, тому и быть... Собственно, таких замечательно "неизлечимых" и собрала "Золотая канитель". В отличие от К.С., им хочется верить.

Марина Ильина, ИА Sakhalin.Info