Сахалинский Чехов-центр дошел до "Опасного поворота"

08.04.2017

"Опасный поворот" поставила режиссер и актриса Чехов-центра Марина Семенова. Она предпочитает камерный формат для высказываний, на сей раз — на материале популярной пьесы английского драматурга Джона Бойнтона Пристли.

Судя по афише новинок сезона, премьеры в Чехов-центре, независимо от возраста драматургии, идут в очередь — те, где художнику делать нечего ("Чужой ребенок"), и те, где над сценографией мудрят с погружением в эпоху, а костюмы приносят отдельное удовольствие и актерам, и зрителям. Что касается внутренней жизни спектакля, то не покидает стойкое ощущение: когда играют на малой сцене, зрительный зал становится одной коллективной "соседкой" из коммуналки, подглядывающей в замочную скважину на милых, которые бранятся и тешатся.

Московская художница Татьяна Глущенко, соавтор по спектаклю "День рождения Смирновой", сцену одела в полосатые обои, развесила картины (где среди прочих портреты Дж.Б.Пристли и М.А. Семеновой — такая вот театральная шутка), меблировала в английском стиле 1930-х, точнее, наших стереотипов о нем. Ритмы танго, виски, много непринужденной болтовни и уютно потрескивает камин.

Весь вечер на сцене царят три молодые, красивые пары, ну такие все леди, практически джентльмены. А в воздухе реет светлый образ хорошего парня Мартина Кэплена, который вроде как спер деньги фирмы, сам застрелился (но не факт) и остался в памяти безутешных друзей в нимбе большого жизне- и женолюба. Этого Мартина мы не увидим, но любительское расследование его смерти стало поводом для выноса скелетов из всех без исключения шкафов. Бывает же такая "удача" — абсолютно все участники действа своих половинок не любят. Респектабельность как ветром сдуло: дружная и прилично одетая компания на глазах превращается в клубок змей, где Х любит У, который женат на Z, которая изменяет ему с V, который подозрительно дружен с W и т.д.

Но детективная интрига здесь не главное. Спектакль — о человеке, о сложностях взаимоотношений родных людей, о цене правды. Механизм разрушения мира запустил идеальный муж Роберт Кэплен (Константин Вогачев), словно выпавший из одноименной пьесы Уайльда, со своим навсегда интеллигентным лицом и маниакальной страстью все разложить по полочкам. К.Вогачев играет упертого педанта, из тех, что не хотят изменить мир к лучшему, а пытаются привести хаос человеческой комедии жизни к единому знаменателю, к черному и белому. Человек жил, закутавшись в вату своих иллюзий, в которых тепло и хорошо. Можно понять его жену Фреду (Анна Антонова), что кидается от этой удручающей благопристойности в объятия Мартина, который жил как хотел, по первичным инстинктам, нимало ни заботясь о своей репутации. И похоже, все сообщество по тихой завидует такой вольнице… Говорили Роберту: не трогай старых тайн, тебе же будет лучше. Запихать однажды выкопанных покойников обратно в могилки и продолжать делать вид, что ничего не было, уже не получится. И путь от лощеного, как свои лакированные туфли, денди до банальной пьянки вдрызг и "пошли все вон!" разочарованный Роберт проходит стремительно. Но роковая красотка Олуэн (Ксения Кочуева) сухаря Роберта любит. Почему?

Ксения Кочуева после длительной паузы вернулась на сцену и с энтузиазмом окунулась в водоворот страстей "Опасного поворота". Если прежде ей с шиком удавались комические роли, здесь актриса примерила новый для себя драматизм женской судьбы, подтвердив непреложную истину, что хорошие девочки предпочитают плохих парней, и наоборот. Пока что она, актриса и певица, занята еще в комедии "Примадонны" и радуется счастью своей замечательной профессии: "В какой еще профессии вы сможете делать то, чего никогда нельзя позволить себе в жизни?".

Стэнтон Леонида Всеволодского запоминается своей многослойной природой — вор, циник и, как ни странно, благородный человек в одном флаконе, способный и на здравомыслие, и на бескорыстное чувство. Такой типаж всяко привлекательнее для женского сердца, чем идеалисты. Хотя для Бетти (Анастасия Быкова) — живой и непосредственной женщины в поисках любви, которая отчаянно борется с ярлыком "миленькой маленькой девочки", Стэнтон всего лишь инструмент борьбы за сердце мужа Гордона.

Гордон стал первой полновесной ролью для Андрея Волколупа. До этого на счету ученика Любови Овсянниковой и Андрея Кошелева были выходы в массовке в "Визите старой дамы" и "Лисистрате". А дебют был жестким, в традициях этой непредсказуемой профессии: на роль его ввели за неделю до премьеры, бонусом стала бессонница. Но благодаря поддержке коллег он справился и выглядел на сцене вполне уверенно в роли бонвивана в дивной голубой жилетке и глазах того же цвета:

— Самое трудное было понять своего персонажа, который в спектакле получает развитие — пройдя ряд потрясений, меняется, а в конце пытается вернуть отношения к исходному. Получится у него или нет, не будем загадывать, но все-таки они с Бетти любят друг друга. Моего героя есть за что и презирать, и любить. Он весел и бесшабашен, у него вся жизнь впереди. Как и у меня.

На сакраментальный вопрос о святой лжи — всегда ли и всем надо говорить правду ("сколько вешать в граммах") актеры были в принципе единодушны. Ксения Кочуева:

— Не всегда и не везде. Моя героиня лгала во благо. Как бы я поступила на месте моей героини? Может быть, также, но все зависит от конкретных обстоятельств.

Леонид Всеволодский:

— Надо уметь говорить приятную правду. А если вы знаете, что эта правда принесет горе, то лучше промолчать.

Анастасия Быкова:

 — Я поддерживаю Леонида: либо правду, либо ничего, ну разве что в детстве все привирали немного. Хотя, честно признаюсь, таких острых ситуаций, как у Бетти, у меня в жизни не было. Я всегда стараюсь моих героинь оправдать, моей Бетти действительно тяжело и больно, она не могла иначе. Но думаю, в русской версии подобные коллизии, с учетом нашего менталитета, взаимоотношений, звучали бы иначе…

Действительно, староватый (1932 г.) авторский текст уважительно сохранен в целости, что в отдельных моментах играет против истины. Ну кого сейчас удивит, что молодой человек подсел на наркотики, а рассказ о соблазнении Олуэн, которая (на минуточку!) зашла в гости к мужчине с пониженной социальной ответственностью ближе к полуночи просто "поговорить", способен вызвать умиление невинностью тогдашних нравов. Постная английская картинка вступает в жестокое противоречие. Будет ли русский джентльмен терпеливо слушать монолог жены про ее измену? У нас она уже схлопотала бы плюху и общественное порицание всего подъезда. А тут — вверх политкорректности и угрызения совести у мужа… К счастью, ни режиссер, ни актеры не изображают бомонд на берегах Темзы. Разговор о главном сложился в оправе легкой театральной игры в любимый детектив. Тонус иронии понятен, когда глядишь в финале на Анну Антонову — сидит на вычурной кушетке, сбросив туфли, простая английская баба, ест сэндвичи и восстанавливает равновесие в мире...

В антракте зрители делали ставки по вопросу, говоря словами мисс Дулитл, "кто спер шляпку, тот и старушку пришил" — этот усатый (потому что противный на вид) или эта девица в желтом (потому что подозрительно заторопилась домой, несмотря на много музыки и выпивки). Почти три часа перед нами раскручивается пружина крепкого английского детектива в комплекте с приступами массового душевного стриптиза. Что еще нужно, чтобы считать пятничный вечер удавшимся? "Опасный поворот" станет бальзамом на душу для тех зрителей, кто ценит хорошо закрученную классику чисто английского убийства (памяти Конан-Дойля, Кристи и Честертона), внятное литературное слово и подробность переживаний — и это сейчас, когда все торопятся и не успевают выслушать друг друга…

— Известно, что Пристли, по повести которого поставлен и знаменитый фильм "31 июня", был немного мистиком, любил перемешивать вымысел и реальность, — говорит режиссер Марина Семенова. — Здесь он продолжил ту же игру, включил параллельное время. Когда герои прожили эту историю, поняли, чем она может закончиться, для них поучительно допущен альтернативный финал. Герои живы и смогут обойти опасные повороты. В этом спектакле я развиваю ту же тему, что и в "Дне рождения Смирновой", и в литературной композиции "С тобой и без тебя", — берегите себя и своих близких.

Марина Ильина, ИА Sakh.com