Путешествие во времени для примы Чехов-центра

01.11.2014

Очень многие артисты признаются - традицию отмечать день своего рождения на сцене ввели именно они… Хотя сегодня кажется, что так было всегда! Вот и прима Чехов-центра Клара Кисенкова, которой  30 июля исполнилось 70 лет, свой юбилей отметила в стенах родного театра и с любимыми зрителями. Спектакль «Визит старой дамы», открывший 84-й театральный сезон Чехов-центра, стал бенефисом артистки. О том, как рождалась непростая постановка,  и какие рекорды ставили артисты и режиссер ради премьеры, - эксклюзивный репортаж «Особого мнения».

 

В театр мы всегда приходим за лучшими и правильными эмоциями и переживаниями, в надежде хоть ненадолго забыть о своих бытовых проблемах. А уж возможность побывать за кулисами и вовсе сродни великому таинству…  У сцены Чехов-центра - своя непередаваемая аура, атмосфера, которую чувствуешь сразу.  Скрип подмостков, черный бархат, поглощающий свет и звук, реквизит, каждая часть которого – как деталь в машине времени, способная перенести в любую эпоху… и вдруг! «Кредиты, кредиты, кредиты!» - раздается со сцены и словно возвращает назад в реальность. Артисты прогоняют сложный по насыщенности движениями танец  под веселую песенку на злободневную тему. Репетиции, слава богу, уже подходят к концу,  через два дня – премьера. Тем не менее, отточить нужно каждое движение. И снова – прогон за прогоном, режиссер по пластике Алексей Ищук, кстати, наш земляк, уже давно работающий в столице, не дает артистам расслабиться. После пятой или шестой попытки оттанцевать безупречно, они тяжело дышат, но по первой же команде режиссера вновь встают на исходные позиции. Кстати, видеть на сцене такое количество актеров сразу – непривычно. Похоже, Чехов-центр идет на рекорд…

 

Задействована вся труппа

Что ж, чего не сделаешь для любимой артистки! Которая и сама без пяти минут рекордсмен – в творческой биографии Клары Константиновны – более 250 ролей. Сама она на эту тему лишь отшучивается, мол, уже сбилась со счета… Но несложно догадаться, что эта роль стала для артистки особенной - режиссер-постановщик Алексей Гирба из Москвы, известный сахалинцам по работе над спектаклем «Боинг-боинг», признается, что спектакль готовился именно в качестве бенефиса актрисы!

- Спектакль трудный, но потому интересный, - отмечает Алексей Валерьевич. – И занят в нем, действительно, почти весь театр – вся труппа! Работали мы всего два месяца – для такой постановки  это, конечно,  мало… Но ради эксперимента, который я решил поставить, в рекордные сроки сработали добросовестно абсолютно все.  И, надеюсь, смогли порадовать зрителей декорациями и костюмами, музыкой и танцами. Ну и в центре всего – Клара Константиновна!

Героиню которой, кстати, тоже зовут Клара.

- Работа получилась пронизанной любовью и уважением к Кларе Константиновне, - признается Алексей Гирба.  Она, безусловно, потрясающая, энергично участвовала во всем, за все переживала. Волновалась! Мы старались сделать так, чтобы она волновалась поменьше, но, увы, без этого не обходится…

 

«Женщина она мировая!»

Возможно, сил артистке придавала поддержка всего коллектива, ведь она не раз признавалась, что с молодежью ей работать легко и интересно. А труппу Чехов-центра смело можно назвать молодой, солидная ее часть – недавние студенты, успешно влившиеся в творческий коллектив. Вот и в этом году труппу пополнили два молодых актера – Сергей Козенков, прибывший на Сахалин из Луганска, и сахалинец Виктор Крахмалев. И если у 30-летнего Сергея уже есть опыт работы на сцене, то для 23-летнего Виктора роль Первого горожанина в «Визите старой дамы» станет актерским дебютом, ведь  он только в этом году окончил Дальневосточную государственную академию искусств. Это заведение, кстати, полвека назад окончила и Клара Константиновна! Дебютант отмечает – ему повезло работать на одной сцене с такой артисткой.

- Конечно, заочное знакомство с ней произошло задолго до того, как я стал актером, - вспоминает Виктор. – Мама часто водила меня в театр. И я очень хорошо запомнил Клару Кисенкову на сцене. Это были спектакли «Шум за сценой» и «Прибайкальская кадриль». Не хочу произносить высокопарных  фраз, мол, это и предопределило выбор будущей профессии, но отчасти это так! Сейчас мы с Кларой Константиновной знакомы лично, и я могу сказать – женщина она мировая! Всегда поддержит, поможет советом.

 

Времена разные – проблемы одни

Уроки в жизни и - на сцене! Ведь каждая постановка – будь то комедия, мюзикл или, как в случае с нынешней премьерой, трагифарс – она должна заставить зрителей задуматься.

- Это спектакль о том, что жизнью правят деньги, о том, как они влияют на судьбу, и даже ломают ее, - рассуждает Алексей Гирба. – Фридрих Дюрренматт написал пьесу в середине прошлого века, и она определенно имеет некую социальную направленность. Это, на мой взгляд, попытка рассказать сказку нового времени. Если зритель задумался об этом, мы счастливы!

Что ж, задача актерам поставлена - и вновь они выстраиваются на сцене, чтобы прожить очередную жизнь в предлагаемых обстоятельствах. Послушно повторяют движения, переделывают, если что-то не получается, шутят и смеются… «Послушай, ты же к ней прям прижаться должен!», - командует одному из актеров режиссер. «Да, что же ты ко мне не прижимаешься», - улыбаясь, вторит ему актриса. А потом все вместе считают такты композиции, написанной сахалинским музыкантом Георгием Зобовым, чтобы понять – успеют ли вовремя сделать все движения по танцу… На артистах – интересные и в чем-то наивные костюмы прошлого века. Но мода циклична, и молодежь, одетую подобным образом, легко встретить и сегодня. А вот шутки и диалоги, случающиеся между артистами в реальном времени, вполне могли звучать и между жителями «захолустного городка Гюллена», в котором происходит действие. Да и главная героиня Клара Цаханассьян  - это же наша родная и любимая Клара Константиновна! Хотя режиссер предостерегает от сравнений и не решается ответить, сколько же в роли мультимиллионерши от самой актрисы…  И все же проблемы, о которых когда-то написал драматург, актуальны и сегодня, потому грани реального и вымышленного на сцене стираются – это неизбежно. Магия театра! «Визит старой дамы» и, правда, стал хорошим подарком – для зрителей, прежде всего! А давно ли вы уходили со дня рождения не с пустыми руками?

Журнал "Особое мнение"

1 ноября 2014 год