Крест ловеласа

30.05.2017

Богемный вкус

Нет в театре жанров сложнее сказки и комедии. В этом убежден главный режиссер Ростовского академического молодежного театра Михаил Заец. На островной сцене он взялся именно за такую непростую задачу и поставил комедию «Дамский портной».

Одноименную пьесу французский драматург Жорж Фейдо написал в 25 лет и сходу заставил говорить о себе. Не шибко глубокая драматургия с мужьями-изменниками, наивными женами и железными тещами пришлась французской богеме по вкусу.

Минуло больше века, но эта история в духе водевиля все еще смешит зрителей.

Предупреждаем сразу: ценителям фестивального формата, скрытого за семью печатями подтекста и надрывной драмы лучше выбрать другой спектакль. «Дамский портной» подойдет тем, кому нравятся зрелища вроде «Таксиста» и «Боинга-Боинга». С водевильной легкостью на сцене разворачивается действо, где самое смешное – мужская способность выкрутиться и женская – поверить.

– От «Дамского портного» у меня ощущения… будто кружево плетется. Что-то легкое, тонкое, изящное, – говорит Михаил Заец. – Взять, к примеру, кино. Чем отличается французская комедия от американской? У американцев все в лоб: этот дурак, тот без трусов. А у французов все ажурно, пастельно.

Плоская опера

«Дамский портной» в наш век смотрится вполне современно. Ведь подобный клубок из полуправды, бытовых интриг и уверток можно завернуть в любых декорациях и любых костюмах. Художник-постановщик Алексей Паненков не одевает персонажей по французской моде XIX века, но дает некие дизайнерские намеки.

Сама история, по задумке, разворачивается в опере. Здесь снуют с букетиками работники просцениума в строгих фраках. Выводит «ля» и «си» оперная дива, порхают балерины, расхаживают цирковые артисты, картонные жирафы и носороги… Невообразимый синтез искусств!

Неожиданные метаморфозы ждут и главную музыкальную тему спектакля – «Сын Луны». От академического исполнения Монсеррат Кабалье композиция доходит до рэпа и клубных миксов. Все потому, поясняет режиссер из Ростова, что опера в позапрошлом столетии вовсе не была местом, где высокие ноты сопровождались не менее возвышенными переживаниями.

– Люди шли туда танцевать, флиртовать и после разъезжались по гостиничным номерам, – говорит Михаил Заец.

Художник Алексей Паненков намеренно обрамляет всю эту светскую тусовку двухмерными декорациями. За стеклянной террасой в зеленый ромбик плывут плоские облака. А плоские деревья вызывают ассоциации с работами художников-примитивистов.

За рыжей бородой

Когда только открывается занавес, двухмерные сны видит и главный герой майской премьеры – Мулино (Виктор Крахмалёв). Женитьба на очаровательной Ивонне (Алиса Медведева) не мешает молодому доктору крутить романы на стороне. Ловелас всю ночь проспал на лавочке у оперы, где ждал очередную зазнобу – Сюзанну (Татьяна Никонова).

Отсутствие мужа обнаружилось только утром, да и то по причине излишней разговорчивости слуги Этьена (Александр Ли). К слову, в сахалинской версии «Дамского портного» персонаж вдруг заговорил с китайским акцентом. Но, кажется, зрителя только повеселили его «сударя» и «мадама».

Как жена могла не заметить ночного отсутствия мужа? Месье и мадам Мулино – молодежь прогрессивная, потому спят они в разных концах дома. Хотя «общая спальня – залог супружеской верности», утверждает теща главного героя – мадам Эгревиль (Анна Антонова). Под аплодисменты она то и дело выдает в зрительный зал житейские афоризмы. Персонаж тещи Мулино вообще вышел колоритным. Не почтенная матрона, а дама в расцвете с модным брюнетистым каре. Властная и способна построить кого угодно, но не диктатор.

В остальном «Дамский портной» вряд ли делает неожиданные актерские открытия. Разве что в господине Обене за очками кота Базилио и рыжей бородой не сразу признаешь Леонида Всеволодского.

Кому играть роковую Розу в черно-красном вечернем наряде, как не Ирине Звягинцевой? А Владимир Байдалов любому спектаклю добавит запоминающихся акцентов. Его мягкотелый простачок Бассине так искренне смеялся, когда пытался рассказать про случай с портнихой, что после просмотра оставалось только сожалеть, что эта история осталось за кадром.

Уставший красавчик

– Мое мнение: хорошая комедия должна играться легко, быстро, и артист при этом должен затрачиваться. В комедийном жанре нельзя чинно прошествовать, нахмурить лоб, сделать паузу. Зритель думает: как глубоко он переживает роль! А он в это время текст вспоминает, – смеется режиссер.

Уж чего-чего, а актерской энергии в «Дамском портном» хватает! Кстати, к пластической стороне спектакля приложил руку Илья Александров, директор Сахалинской филармонии и основатель театра танца «Диалог».

Лавируя между своими и чужими женщинами, Мулино балансирует в полушпагатах и развешивает полуфантастическую лапшу на уши окружающих. А те и рады принимать слова обаяшки-доктора за чистую монету.

Мулино провел ночь у постели неизлечимо больного. Во фраке? Все за тем, чтобы пациент не чувствовал тяжести своего положения. Муж увидел, как Мулино держит в объятиях его жену? Так это он измеряет объем талии, чтобы скроить платье… Любовные лабиринты доводят до того, что доктору по профессии приходится притворяться дамским портным.

– Как ни странно, я увидел в Мулино уставшего человека. Ловеласа, который просто не может остановиться. Мулино появляется в обществе, и все женщины влюбляются в него. И это его крест. Он как заслужил прозвище «шикарный красавчик» в студенчестве, так и идет с ним по жизни. Здесь нет финала, и нет хэппи-энда как такового, – рассуждает режиссер.

Наверное, оттого на программке к спектаклю и значится: «трагикомедия в двух действиях». Впрочем, только зрителю решать, как поступить с дамским угодником: посочувствовать, осудить или просто посмеяться.

Екатерина Банковская, РИА "Сахалин-Курилы", газета "Губернские ведомости"