Фокстрот после выстрела

10.04.2017

 

Премьера от Чехов-центра «Опасный поворот» показала, насколько рискованной бывает правда

Без тормозов

Шум радиоприемника. Выстрел. Темнота. Радио голосом режиссера спектакля Марины Семеновой возвещает: «Вы только что прослушали пьесу в восьми картинах «Спящий пес».

Свет наполняет уютную английскую гостиную в викторианском стиле. Четыре дамы в изысканных вечерних туалетах ведут светскую беседу.

– При чем тут пес? – удивляется писательница мисс Мокридж (Любовь Овсянникова).

– А при том, что не надо мешать лгать, – отвечает молодая и хорошенькая Бетти (Анастасия Быкова).

Видя непонимание Фреды (Анна Антонова), Олуэн (Ксения Кочуева) поясняет: спящий пес – это правда, и, желая узнать все до конца, можно потревожить его и навлечь беду на себя.

Говорить правду вообще опасно. Это все равно, что нестись на машине, у которой отказали тормоза, и пытаться при этом совершать резкие виражы. Какой драмой может обернуться истина, показывает премьера от Чехов-центра «Опасный поворот».

Одноименная пьеса, написанная Джоном Бойнтоном Пристли в 1932 году, считается одним из лучших произведений британского драматурга. Детективную историю в черном зале театра воплотила Марина Семенова – актриса Чехов-центра, выпускница режиссерского отделения театрального института имени Щукина.

В одной комнате

Пьеса развивается почти по законам классицизма – в единстве времени, места и действия. Герои не покидают единственной комнаты, но в четырех стенах закручивается такая интрига, что на протяжении двух с лишним часов зрителю зевать не приходится. Да и английская гостиная, созданная на малой сцене по задумке художника-постановщика из Москвы Татьяны Глущенко, являет собой усладу для глаз.

Полосатые фисташково-молочные обои дополняют стенные панели из темного дерева и тяжелые бордовые портьеры. Приветливо потрескивает огонь в камине. В благородных деревянных шкафах расставлены тяжелые фолианты. Софа с изящной спинкой и мягкие кресла располагают к приятному отдыху.

Сценическое пространство воссоздается с величайшим вниманием к деталям. С высоты зрительского места так и тянет рассмотреть поближе часы на каминной полке, черно-белые гравюры, бра, излучающие мягкий свет.

Помреж в роли Гордона

Кстати

Существует киноверсия пьесы Джона Бойнтона Пристли «Опасный поворот». Трехсерийную экранизацию 1972 года снял советский режиссер Владимир Басов.

В таком уютном интерьере и собирается «миленькая маленькая компания». К выше названным четырем дамам присоединяются трое мужчин – друзей и успешных директоров фирмы – Роберт (Константин Вогачев), Гордон (Андрей Волколуп) и Стэнтон (Леонид Всеволодский).

Андрей Волколуп в Чехов-центре трудится в должности помощника режиссера, и на сцену выходил только в эпизодических ролях в спектаклях «Лисистрата» и «Визит старой дамы». В «Опасном повороте» он также изначально работал помощником режиссера. Но у Андрея есть актерское образование – он два года назад окончил театральный колледж. Поэтому когда сложились форс-мажорные обстоятельства, полученные во время учебы навыки оказались востребованы. Буквально за неделю ему пришлось вжиться в роль Гордона.

– Большая удача, что молодой талантливый актер оказался рядом. За очень короткое время нужно было обозначить рисунок роли для Андрея, найти именно его Гордона. Несмотря на то, что текст остался тем же, характер персонажа стал совершенно другим. Он привнес обаяния молодости в спектакль. Я сказала: «Андрей, у тебя задача, чтобы после первого акта не ушли молодые девушки. Ты у нас очень хорошенький, побольше улыбайся и сверкай голубыми глазами», – смеется режиссер.

Роковая папиросница

В отношениях семерых героев «Опасного поворота» царят супружеская идиллия и дружеское взаимопонимание. Но только на первый взгляд. Вот на сцене появляется антикварная папиросница. Вещица напоминает о брате Роберта – Мартине – и его странном самоубийстве. Неужели Мартину помогли нажать на курок? Кто присвоил деньги фирмы?

Открываются тайны о смерти и жизни. Кажется, Амур здорово повеселился, когда целился в сердца этих чопорных англичан. Она любила его, но вышла за его брата. А тот идеализировал жену своего шурина, которая вовсе не была ангелом… И это лишь малая часть удивительных зигзагов личной жизни персонажей.

Лучше бы некоторым «скелетам» по-прежнему оставаться в шкафах. Но, начав разматывать клубок тайн, Роберт не в силах остановиться. Нечаянно разбуженная истина становится страшным ударом для него – герой доходит до точки, когда завтра наступить уже не может.

Альтернативный финал

Звучит роковой выстрел. Тем не менее, зрительный зал покидаешь не с тягостным, а с легким чувством. Режиссер дает альтернативный финал, увлекающий ритмами фокстрота. К слову, танцевальные вставки к «Опасному повороту» придумал сахалинский хореограф Илья Александров, основатель театра танца «Диалог» и директор областной филармонии.

– Мое прочтение пьесы таково, что Пристли с симпатией относился к своим героям, – говорит Марина Семенова. – Ведь они, в сущности, не плохие, а просто совершившие ошибку люди. Цепь случайностей привела к трагедии, но все могло быть иначе.

Такое название носит и ненавязчивая приятная мелодия, звучащая в финале. Вовремя заиграло радио, и то, что начало раскручиваться в ритме бескомпромиссного танго, перешло на мягкие па фокстрота.

Екатерина Банковская, РИА "Сахалин-Курилы", газета "Губернские ведомости"