26 марта 2018

Мистическая фантасмагория "Собачье сердце" "взорвала мозг" сахалинскому зрителю

Режиссер из Санкт-Петербурга на сцене Чехов-центра поставил спектакль по повести Михаила Булгакова

26 марта, SakhalinMedia. Анна ОМ. Премьера спектакля "Собачье сердце" состоялась в субботу, 24 марта, на сцене Сахалинского Международного театрального центра имени Антона Чехова. Символично, что первая постановка в Год Собаки была создана именно по этому произведению Михаила Булгакова. Спектакль вызвал у зрителей довольно противоречивые чувства. Одни увидели в происходящем на сцене нотки гениальности, другие — не смогли разгадать скрытых смыслов булгаковской фантасмагории. После показа все желающие могли остаться, чтобы обсудить увиденное с режиссером из Санкт-Петербурга Олегом Ереминым, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.

Для тех, кого не было на премьере, "Собачье сердце" — спектакль малой формы. Зрителей усадили прямо на сцену, чтобы действие происходило рядом с ними. Зал на три часа перестал делиться на зоны. Таким образом режиссер добился максимального погружения зрителя в атмосферу происходящего.

1 / 8

 

Сюжет повести Михаила Булгакова Олег Еремин решил не менять. Почти каждый россиян еще из школьной программы знает, о чем эта книга. Неизменными остались и речи героев. Но через свою постановку режиссер попытался показать собственное видение произведения, то, что именно хотел сказать людям автор "Собачьего сердца".

— Вы давно читали "Собачье сердце"? Никакого радикального подхода здесь нет. Мы идем очень строго по событиям и самое главное — по тексту. Ни слова в оригинале мы не изменили. Я не разбавил произведение чем-то новым, я просто внимательно прочитал. Я просто показал, про что Булгаков написал свою повесть. Дело в том, что мы привыкли, что повесть "Собачье сердце" про то, как профессор переделывает собаку в человека. Но это нам так в школе рассказывали. Если внимательно прочитать книжку, то видно, что она вообще не про это. Когда она вышла, сразу было объявлено, что это политическая сатира. Если внимательно прочитать, то понятно, что там речь идет вообще не о собаке и не о переделке ее в человека, а о том, что творилось за окнами писателя и во всем мире. Собака тут вообще не причем. Это обычный образ, который Булгаков использовал, чтобы вскрыть, что началось у нас в стране и в мире в начале 20-го века. Выходит, я ничего не переиначил, а просто услышал автора. На свой лад, конечно, своим ухом, но услышал, — объяснил режиссер спектакля Олег Еремин.

Сначала спектакль кажется скучным. Размеренные беседы, неторопливые действия, сонная обстановка — не этого хотел видеть зритель.

— Я привыкла, что наш Чехов-центр часто показывает современные постановки, сюжет которых заставляет смеяться от души... Думала, что "Собачье сердце" переделают на новый лад и добавят что-то веселое, — призналась одна из зрительниц корреспонденту ИА SakhalinMedia.

Второй акт полностью отличался от первого. Режиссер добавил в него мистические элементы, время от времени вызывающие у зрителя неприятные эмоции. По полу раскиданы шкуры убитых животных, которые напоминают смотрящим спектакль о том, что человек — это тоже своего рода зверь. Возможно, такой элемент говорит, что люди "ходят по трупам", пытаясь добиться каких-то собственных целей.

Повсюду рядом со шкурами диких животных разбросаны отрубленные человеческие головы. Некоторые персонажи время от времени их поднимают, поглаживают, как младенцев. Это не может не вызывать отвращения.

Рядом с главными героями на сцене на протяжении всего второго акта находятся какие-то люди, одетые в цирковые костюмы. Они жутко выглядят. Подобно многим диким животным, передвигаются "стаей". Режиссер изображает их в виде трусливых, наглых, глупых и необразованных людей.

В одной из сцен все персонажи "цирковой группы" превращаются в главного героя Шарикова Полиграфа Полиграфовича (Владимир Байдалов). Однако характер у каждого героя остается своим. Вот Шариков — наглый и дерзкий любитель спиртного. А через минуту перед профессором Филиппом Филипповичем Преображенским (Андрей Кузин) и доктором Иваном Арнольдовичем Борменталем (Сергей Авдиенко) предстает хитрый и расчетливый Шариков-интеллигент. Еще мгновение — и перед зрителями падает на пол трусливый и забитый Шариков с зализанной на бок челкой.

Кажется, что такое перерождение Шариковых не закончится никогда. Что это? Шариковых становится больше? Или, может, режиссер хотел показать стадии эволюции персонажа? Может, профессор Преображенский просто сошел с ума, и все зрители вместе с ним?

— Мысль бьется в тисках плоти, — прокомментировала свое состояние одна из зрительниц в зале.

Эпизод с "размножением" Шариковых был похож на кошмарный зацикленный сон. Недаром произведения Булгакова называют мистической фантасмагорией. Этой сценой Олег Еремин хотел показать, что Шариковы — наглые, глупые, необразованные, ленивые, невоспитанные, всеразрушающие — есть в каждом обществе и во все времена. И совершенно неважно, какая именно группа людей берется в расчет. Чиновники, политики, учителя, профессоры, разнорабочие, дети, студенты, пенсионеры — Шариковы есть везде, и с ними не так-то просто бороться.

В ходе обсуждения после показа спектакля режиссер совершенно точно отметил, что Шариковых нельзя просто взять и уничтожить (доктор Борменталь пытался задушить каждого вновь появившегося Полиграфа Полиграфовича), так как их много, постоянно появляются новые, а профессор Преображенский — образ достойных, образованных, интеллигентных людей — один. Иными словами, таких, как Филипп Филиппович, очень мало.

1 / 9

 

— Уж не обижайтесь, но все мы здесь, а также люди за стенами этого театра — потомки Шариковых. Мы результат эксперимента, который провели над нами в 20 веке и продолжают проводить. Это метла, которой прошлись по нам в 30 годы и во время Великой Отечественной войны и дальше продолжили пользоваться ей. Она сотворила страшные вещи. Это приговор, политический, экологический, духовный, социальный, религиозный, — рассказал Олег Еремин.

Во время показа спектакля и на обсуждении в зале присутствовала театральный критик из Санкт-Петербурга, эксперт "Золотой маски" Юлия Клейман. Ей постановка пришлась по душе. По мнению Клейман, спектакль получился очень убедительным. Во многом этому поспособствовало точное попадание в жанр: "Собачье сердце" — это фантасмагория.

— У людей "Собачье сердце" ассоциируется не столько с оригинальным текстом, сколько с фильмом. Нам кажется, что мы знаем, о чем это произведение. Но у кино совершенно другая природа. Природа сверхреальная, — рассказала Юлия Клейман. — Театр работает на другом уровне, чаще — на сознательном. Часто спектакль производит на нас впечатление, которое мы не можем объяснить. Нам бывает страшно, это напоминает какие-то сны, фантазии, фильмы и так далее... У Булгакова же текст сам провоцирует создать спектакль в жанре фантасмагории. И это у Олега Еремина получилось просто потрясающе.

Некоторые зрители во время обсуждения постановки обвинили режиссера в том, что он намеренно унизил простых людей, показав их невежество и хамство. "Мне кажется, что вы убили это произведение", — донеслось из зала в адрес Еремина.

Однако режиссер и не надеялся, что спектакль поймут абсолютно все зрители в зале. Шариковы и не должны...

1 / 4

 

По словам Олега Еремина, неважно, какие эмоции вызывает у зрителя спектакль. Главное, что люди не уходят из театра равнодушными. Важно, чтобы постановка цепляла, заставляла о чем-либо задуматься, переворачивало то, что таиться в душе человека, считает режиссер.
Подробнее: https://sakhalinmedia.ru/news/679731/

Поделиться:

Другие события

САХАЛИНСКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
им. А.П.ЧЕХОВА
693020, г. Южно-Сахалинск,
Коммунистический пр., 35
E-mail: chekhov-centre@sitcc.ru
(4242) 72-72-80 / 72-72-79
Касса: (4242) 42-52-62 / 30-62-42