27 марта 2016

"Лисистрата"

Природа еще только-только начинает застенчиво грезить о ласковом солнышке и нежных первоцветах, а в нашем театре  уже отчаянно бушует творческая весна: две премьеры за девять дней – это просто фантастика!

Подарив  возможность подслушать откровения брутальных (и не очень) современных мужчин, теперь нам устраивают встречу с античными женщинами в спектакле режиссера Г.Цнобиладзе «Лисистрата».

События, которые описаны в этой пьесе являются вымышленными. Мастер древнегреческого слова Аристофан одарил нас сим бессмертным творением жутко сказать когда…но вроде как надо (для просвещенности), поэтому туманной формулировки «еще до нашей эры», думаю, будет достаточно для того, чтобы подивиться немыслимой древности этого сочинения, по мотивам которого создано много различных культурных шедевров ) от балета до комедий.

При слове «древний» немедленно начинается приступ зевоты и неудержимо тянет задремать, но разве это получится, когда мы слышим уморительный Филатовский юмор  (в спектакле звучат и отрывки  из его комедии «Лизистрата»), сопровождаемый (О, Боги Олимпа, не упадите с него!!!)индийскими «народными»песнями и плясками, зажигательными сиртаки Микиса Теодоракиса и «Русским танцем» Тома Уэйтса!!!  А самые  интересные моменты надо обязательно сохранить  на память с помощью селфи по-древнегречески!

События хоть и являются порождением фантазии автора, но как вещает нам Википедия, факты массовых отказов от мужской любви известны истории. А то, что некоторые «мадамы» и до сего времени в индивидуальном порядке пользуются этим действенным методом решения наболевших проблем (правда, проблемы эти не впечатляют своей глобальностью и насущностью) – это банальность, увековечить которую в писательских трудах никому не придет в  голову.

А здесь! Шутка ли! Объединились женщины всех воюющих государств! Оставив свои излюбленные занятия: стирку, готовку, уборку, чесание шерсти и прочие, доставляющие им огромное удовольствие и вселяющие чувство собственной значимости, хлопоты,  они решают укрыться в Акрополе…вдобавок им приходит  блестящая и явно нетипичная )))  для дамских мозгов мысль – овладеть казенными денежками, чтобы избавить мужчин от непосильных трудов по их расходам (на войну, разумеется) и потратить их более разумно (есть сомневающиеся в способности женщин тратить разумно?)… 

Цель всех этих непопулярных и досадных для  мужской половины маневров благородна:  положить конец войне, которой не видно конца:

Все время только войны, войны, войны!...

А жить, а жить-то, бабоньки, когда?

Терпение женщин иссякло, они устали быть одни, устали ждать  своих мужей и сыновей и беспокоиться за их жизнь и здоровье:

     Бывало, муж вернется из похода,

     Хлебнет винца и дрыхнет, как свинья.

     А утром - в бой и снова - на полгода!

     И это называется "семья"?!

На этот «бабий бунт» всех подвигла Лисистрата (Анна Антонова). Ох, и нелегко  ей пришлось, убеждая все это разношерстное женское общество от гетер до девиц, считающих синяки на своих телах – проявлением мужниной любви. Ради мира они были готовы и напиться допьяна и продать браслеты (какие жертвы!))) и даже в костер! Но воздержаться от мужчин (!!!) - нет.... "лучше пусть идет война!"  

Сообразительная Лисистрата  догадалась, что даже самым стойким мужикам будет затруднительно воевать со своими инстинктами,  ведь сильный пол, как нам уже разъяснили раньше – раб тестостерона! Уязвимое место найдено, осталось выработать тактику и стратегию. А это нетрудно! В чем сила женщины? Не в  слабости, как некоторые ошибочно думают… Сила их «в шафрановых платочках, в полутуфельках, в духах,в румянах и в кисейных платьицах!»

Замучить, довести до умопомрачения и взять измором – вот верный план!По части измора (и такого невинного и  изящного)  Миррина (Алиса Медведева) оказалась вне конкуренции. Мучения ее бедного Кинесия (Леонид Всеволодский) будят такое  острое чувство сострадания, что вызывают истерический смех у сочувствующих ему добрых зрителей (и особенно зрительниц ). 

Режиссер вообще решил довести нас нашим же хохотом до чревных колик, НАГЛЯДНО изображая маету в паховой области Кинесия. Как? Не скажу! Сюрприз будет!

Остальным алчущим любви  тоже досталось по полной программе, с одним из них (Антон Ещиганов) так круто обошлись, что он  был уже сам не рад, что пожаловал в гости)

Зевс, Афродита, Посейдон и прочие Боги с кучей свободного времени с интересом наблюдают за всем творящимся, иногда предусмотрительно закрывая глаза на происходящее… 

Не все дамы, давшие клятву воздержания от мужчин,  старались быть верными своему слову. Некоторых из них, самых слабых… духом (ну не плотью же!) и временно лишившихся выдержки, Лисистрата и могучая  спартанка Лампито (бесподобно сыгранная Еленой Денисовой!) вылавливали при попытках удрать из Акрополя. Предлоги были разные и без сомнения очень благовидные: одной срочно потребовалось валять шерсть, другая задумала устроить постирушку, а третья так вообще намерилась поискать удобное местечко для родИн…будучи уже со вчерашнего дня беременной..шлемом.

 Старания женского населения в деле побуждения мужчин к миру оказались успешными. И вот уже доблестные воины, забыв о баталиях, неприкаянно бродят в поисках любви и «в сердцах» поджигают укрытие непокорных дам, пытаясь выкурить их оттуда огнем и дымом.

Кинесий решает проявить свои незаурядные актерские способности и разыгрывает целый моноспектакль в трех лицах, пытаясь надавить на материнские чувства Миррины и вернуть ее домой.

ВСЕ безуспешно!

Им ничего не остается кроме того, как уподобится мартовским котам и вопить о своих  несбывшихся желаниях. 

Попавшим под такие жестокие санкции, страдальцам  приходится  подчиниться воле женщин и прекратить войну, правда перед этим хорошенько повздорив о принадлежности отвоеванных территорий.

Долгожданный мир приходит  в семьи, но вряд ли надолго соединит их вместе, благодаря  воинственному характеру мужчин… Не потому ли, дождь, мучительный и бесконечный, безжалостно вызывающий обострение чувства одиночества, закончившись, начался снова…Вот, не успев помириться, мужчины,  уже кого-то старательно поучают пинками и зуботычинами…

Спектакль очень динамичный, глаз от сцены оторвать невозможно, в страхе пропустить что-нибудь важное и интересное. А как героиня Любови Овсянниковой сиганула с "верхнего этажа"! Я чуть дар речи не потеряла! Падение с потерей зубов бесстрашного вояки (Сергей Авдиенко) было так правдоподобно, что вызвало испуганные "ой" и "ох" у сидящих рядом зрительниц, и у меня тоже. Милое общение красавиц непосредственно с отдельными зрителями в зале подарило последним незабываемые моменты, кого-то смутив, кого-то раззадорив...уж я то знаю это на личном опыте.

В спектакле задействована почти вся прекрасная половина актерского состава, демонстрируя разнообразие  женских  форм  и характеров. ) Каждая сыграла свое соло безупречно, каждая запомнилась и вызвала в душе отклик, даже немногословная  и печальная красавица в траурной одежде (Наталья Красилова).

Мудрость и смелость Лисистраты поражает сердце могучего воина,  он капитулирует перед этой «Разрушительницей войны». И даже в ответе на его предложение руки  Лисистрата проявляет свой дипломатический дар, озвучивая свое решение дьявольски лукаво… 

Хочется сказать огромное спасибо Анне Антоновой, сыгравшей главную героиню!  Длинные и сложные монологи Лисистраты слушались на одном дыхании, благодаря Вашему мастерству и искренности.   Ее слезы так близки и понятны каждой женщине, в какие бы времена ей не пришлось жить, ведь ее самое  заветное желание – мир и семейное счастье.

Несмотря на град шуток и комических  ситуаций, основная мысль спектакля исключительно серьезна – протест против войны и необходимость наладить порядок в государстве.                                                                        

Наведение порядка, невзирая на презрительные усмешки  сильного пола о способностях женщин управлять государством,  сравнивается Лисистратой  с работой с шерстью: негодяев и трусов повыдергивать, как колючки; повычесать все, что свалялось в комки и   «в погоне за теплым местечком присосалось и тянет народную кровь». Как современно звучит, не так ли?!  Сделав всю черную работу, «порядочных граждан собрать и навить их на прялку союза», не забыть и о преданных  союзниках и должниках государства. А коли мужчины не в состоянии разумно управлять страной – то пусть  примерят себе на голову покрывало, возьмут в руки корзинку с шерстью и идут чистить бобы.

Спектакль, несомненно удался!  Спасибо всем, кто принимал участие в его рождении!

Татьяна Иванова, блог АСТВ

Поделиться:
САХАЛИНСКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
им. А.П.ЧЕХОВА
693020, г. Южно-Сахалинск,
Коммунистический пр., 35
E-mail: chekhov-centre@sitcc.ru
(4242) 72-72-80 / 72-72-79
Касса: (4242) 42-52-62 / 30-62-42