17 февраля 2015

День рожденья – грустный праздник?

Без любви – только под наркозом

Спектакль «День рождения Смирновой» родился из эскиза артистов Чехов-центра, который в 2014 году получил Гран-при конкурса самостоятельных актерских работ «Золотая канитель» имени К. С. Станиславского. Роль Эли Смирновой в эскизе исполняла режиссер Марина Семенова.

Приглашенными на «День рождения Смирновой» почувствовали себя все, кто побывал на очередной театральной премьере в малом зале Чехов-центра 13–15 февраля.

Девичьи посиделки обнажают душу задерганных жизнью героинь – Эли Смирновой (Мария Шарапова), Полины Шестаковой (Татьяна Максимова) и Риты Дружининой (Анна Антонова). Единственный мужчина – Валентин (Антон Ещиганов) – появляется в этом цветнике уже под занавес, но он едва ли способен снять тяжесть проблем с хрупких женских плеч.

Встречаются три одиночества на кухне за бутылкой почти раритетного в 70-х «Чинзано». Игра актеров не оставляет сомнений в том, что вот она – жизнь – идет на расстоянии вытянутой руки от зрителей. Никакого действа на сцене как такового не происходит – вся драма кроется в диалогах. Из разговоров героинь мы узнаем о женских судьбах, полных не шекспировских, а бытовых страстей.

Полина с кротким взглядом, преданная супруга мужа-алкоголика, то и дело отправляющегося налево, думает, что без любви замуж можно выходить «только под наркозом». Яркая, заметная Рита одна воспитывает пятилетнюю Танюшку. А виновнице торжества – Смирновой – никогда не забыть слов, что сказал ей врач после аборта: «Эх, какого парня загубили!» Когда-то Эля не захотела заводить детей от мужчины моложе ее на 12 лет…

– Людмила Петрушевская – сложный драматург. Поворотные события в ее произведениях остаются за сценой, – рассказывает режиссер Марина Семенова. – В «Дне рождении Смирновой» меня привлекла глубина: там и юмор, и катарсис в конце. В пьесах Петрушевской нет высоких страстей, как в «Гамлете». Но есть маленькие люди, и их проблемы тоже значимы. Для человека важно не только, чтобы его понимали, но и чтобы его пожалели.

Одноактную пьесу «День рождения Смирновой» Людмила Петрушевская написала в 1977 году. Сегодня она – общепризнанный литературный классик с особой авторской манерой. Спектакли по произведениям Л. Петрушевской ставили Роман Виктюк, Марк Захаров, Юрий Любимов.

На советской кухне

На несколько десятилетий в прошлое зрителей отправляет классическая советская кухня. Уютную домашнюю историю – немного обшарпанную и без малейшей примеси модерна – на островной сцене воссоздавала художник-постановщик из Москвы Татьяна Глущенко.

– Я и макет спектакля делала из картона, а не создавала в специальных программах. Когда мы с Мариной обсуждали «День рождения», поняли, что потребуется очень много бытовых предметов. И поскольку действие происходит на малой сцене, они должны быть настоящими, иначе зрителю очень сложно будет поверить. Мы написали огромные списки для театрального реквизиторского цеха, рассказали специалистам художественного цеха, как должна быть состарена мебель. И сахалинские профессионалы сработали замечательно, – делится художница.

На кухне Смирновой все как в жизни: из крана бежит вода, а на плите закипает чайник. Кажется, вот-вот почувствуешь прохладу ветра из приоткрытой форточки.

Приметы времени были соблюдены в малейших деталях. Доску для стирки и радиоприемник, авоськи и мясорубку собирали по родным и знакомым. А холодильник «ЗИЛ» отыскался в закромах театра.

Отдельная история произошла с полиэтиленовыми пакетами, что были заботливо постираны и аккуратно развешаны на веревке в квартире Эли.

– В советское время пакеты были дефицитом. Их делали плотными, толстыми и стирали, – рассказывает Татьяна Глущенко. – В современном мире таких уже не найти. Наши пакеты очень тонкие, сильно шуршат, и ты сразу выпадаешь в атмосферу дня сегодняшнего. А нам хотелось, чтобы зритель прожил эту историю вместе с актрисами. Поэтому мы выкрутились с помощью файлов для бумаг. Помяли их, состарили, и получилось довольно похоже.

Но хотя сценическое пространство и отсылает нас в 70-е, «День рождения Смирновой» с его житейскими драмами находится вне рамок времени. И сегодня не все нашли свое счастье. И сегодня отцы бросают детей и не платят алименты, родители болеют, а дети приносят из школы двойки. Человеческие проблемы одинаковы во все времена.

***

Кстати

Спектакль по одноактной пьесе Людмилы Петрушевской стал дипломной работой актрисы островного театра, студентки режиссерского факультета Театрального института им. Щукина Марины Семеновой. Премьерный показ на сахалинской сцене увидел и наставник начинающего режиссера, народный артист России Сергей Яшин.

Екатерина Банковская, РИА "Сахалин-Курилы", газета "Губернские ведомости"

Поделиться:
САХАЛИНСКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
им. А.П.ЧЕХОВА
693020, г. Южно-Сахалинск,
Коммунистический пр., 35
E-mail: chekhov-centre@sitcc.ru
(4242) 72-72-80 / 72-72-79
Касса: (4242) 42-52-62 / 30-62-42