06 мая 2014

В Южно-Сахалинске состоялся конкурс самодеятельных актерских работ "Золотая канитель"

Конкурс самостоятельных актерских работ "Золотая канитель" под эгидой Сахалинского отделения Союза театральных деятелей прошел на сцене Сахалинского театра кукол.

После успешного дебюта в прошлом году он прибавил в весе за счет старших и младших родственников  — Чехов-центра и Сахалинского театрального колледжа, восстановив равновесие и явив примеры похвального взаимодействия. "Золотая канитель", освященная именем К.Станиславского (К.С.), раздвигает пределы актерской независимости: твори, выдумывай, пробуй. Ожидать здесь повсюду соперничества равных в силах — не тот случай, но моменты качественной болотной скуки на подступах к большой сцене (всякое бывает) на сто процентов компенсируются сюрпризами и откровенными, "высоковольтными" удачами.

Пересыпаемое вкусными театральными мифами и байками с участием корифеев (Станиславский, Мейерхольд, Москвин, Охлопков и др.), "канительное" ревю вобрало в себя музыкальные тени нивхских преданий и утомительно-слащавые монологи про нелегкую актерскую долю, пластические этюды и лихие хореографические шутки по мотивам А.С.Пушкина, отменной ясности и чистоты романсы и новорусские сказки с кошачьими боями местного значения. В целом было живенько, в прытком темпе, "в котором дьячок читает заупокойную на бедных похоронах" (цитата из классика), а из дюжины номеров программы зацепили особо три.

Во-первых, хорошее знание предмета и чувство юмора проявили студенты Сахалинского театрального колледжа, обратившиеся к пошаговому руководству для театров от чешского классика Карела Чапека "Как ставится пьеса". (Кстати, господа ведущие, все-таки не Кар′ела, а К′арела Чапека это сочинение! — Прим. автора). Пользуясь шутливой чапековской шпаргалкой, они вдоволь оттоптались на устоях провинциальных (и не только, наверно) театров, видимо, предчувствуя свою несахарную судьбу в борьбе с режиссерами — убийцами актерского и авторского таланта. Получилось в силу нежного возраста и соответствующего нахальства мило, весело и предусмотрительно: когда ж еще выпадет шанс показать несведущим закулисье театрального священнодейства, а заодно попинать драматурга, помотать нервы гениальному постановщику. И как не вздохнуть: вот только студенты и привносят в жизнь хрусткий вкус театрального капустника, прочно изгнанного из серьезных профессиональных коллективов, по уши закопавшихся в умные пьесы.

Во-вторых, визитная карточка Чехов-центра на конкурсе напомнила об одном из лучших его спектаклей, в котором одну из лучших (верим, что не последнюю) своих ролей сыграла Марина Семенова, — "Аделаида" Андрея Бажина. "День рождения Смирновой" Людмилы Петрушевской под бульканье, чавканье и лирические стоны радиолы содержит легкий, но настоятельный укор режиссерам, убежденным, что женские спектакли не соберут кассу. В этой коммунально-бытовой истории вокруг столика с чинзано блистают три замечательные полуграции Чехов-центра — Марина Семенова, Татьяна Максимова, Анна Антонова, и затруднительно сказать, чей блеск ярче. За минимум времени они успевают подружиться, переругаться и порыдать о разбитой жизни, заодно вывернуть душу, не жалея нервов, себе и зрителю и рассказать про свою страну и несгибаемый национальный характер — нас бьют, а мы крепчаем. Это, собственно, не только про просто женщин, но и про женщин театра, которые никогда не сыты тем, что дают предлагаемые обстоятельства и на что тратится жизнь актерская, пока режиссер мечется в поисках сверхидеи...

В-третьих, театр можно и слушать. Но сначала, восемь лет назад спектакль "Люди — нелюди" по пьесе Эриха Марии Ремарка "Последняя остановка" Ольга Новикова поставила для многолетней традиции Южно-Сахалинского педагогического колледжа и факультета сервиса и туризма СахГУ — театрального фестиваля "Декабрьские вечера". Звукорежиссер Сахалинского театра кукол Александр Попов сделал из него радиоверсию, оставив лишь голос юного Дмитрия Коллена, который отлично вписался в профессиональную компанию. А.Попов отсек таким образом все лишнее, обострив до предела индивидуальную мощь актеров — театра кукол (Антонины Добролюбовой, Евгения Панихина, Маргариты Петровой, Дмитрия Добролюбова), Чехов-центра (Андрея Кузина). В 8-минутном спектакле без единого шва картину мира формируют звуки — музыка, голоса, сквозь которые прорастает взрывная волна войны. Сколь печально, что антивоенный, антифашистский пафос Ремарка — если не навсегда, то очень надолго. За восемь лет на полке в "запасе" жизнь не переменилась, и пьеса Ремарка была всего лишь предчувствием ужасов Одессы, Славянска, Луганска ХХI века.... Собиратель звуков А.Попов, у которого счастливо совпадают жизнь, работа, хобби, очень точно расставил акценты: родилась гармония о невыносимой боли бытия и вечной победе света над мраком. И как-нибудь он сочинит спектакль о тишине — лучшем из возможных звуков, особо ценимых после войны.

Будут ли плоды творческого взлета востребованы в практической плоскости — вопрос без ответа, но в "копилке счастья" остаются моменты творчества. Эти люди будут всегда двигаться вперед. Кстати, К.Чапек так знойно и честно прописал среднестатистическую актерскую судьбу в среднестатистическом театре, что его опусом от первой до последней страницы надо потчевать всякого абитуриента, рвущегося в актеры. И если, захлопнув книгу, он в панике не "сдуется" — значит, тому и быть... Собственно, таких замечательно "неизлечимых" и собрала "Золотая канитель". В отличие от К.С., им хочется верить.

Марина Ильина, ИА Sakhalin.Info

Поделиться:
САХАЛИНСКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
им. А.П.ЧЕХОВА
693020, г. Южно-Сахалинск,
Коммунистический пр., 35
E-mail: chekhov-centre@sitcc.ru
(4242) 72-72-80 / 72-72-79
Касса: (4242) 42-52-62 / 30-62-42