06 марта 2014

«Боинг» продлевает жизнь

«Улетная» премьера состоялась в Чехов-центре

Легенда французского театра

Тем, кому пришелся по вкусу спектакль островного театра «Примадонны», наверняка понравится и премьерная комедия от Чехов-центра «Боинг-Боинг». Как и в случае с первой постановкой, не стоит ожидать яркого раскрытия образов, глубочайшего смысла и высокоинтеллектуального юмора. В этой комедии положений зрителя встречают изобилие плоских шуток (впрочем, отлично сыгранных), осязаемый горизонтальный подтекст и череда курьезных ситуаций, в которых оказываются герои.

«Боинг-Боинг» – одна из самых растиражированных пьес прошлого столетия. Она написана французским драматургом с итальянской фамилией Марком Камолетти в 1960 году. Особыми художественными достоинствами эта пьеса не обладает, но отчего-то с самого дня своей премьеры ежедневно смешит полные залы и до сих пор слывет самым популярным драматическим произведением Франции. В 1991 году «Боинг» даже был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая часто исполняемая в мире пьеса.

«Боинг-Боинг» в общей сложности сыграли более 18 тысяч раз, это произведение было поставлено в 60 странах мира. В середине 60-х пьеса покорила Голливуд, тогда студия «Paramount» экранизировала «Боинг» с Тони Кертисом и Джерри Льюисом в главных ролях.

Сам М. Камолетти объяснял успех своего произведения тем, что ему удалось соединить две вещи, свойственные каждому мужчине, – полигамность и романтическую любовь к полетам.

Легкая и светлая

Сахалинская постановка продолжила шествие «Боинга» по планете. На сцене Чехов-центра пьесе дал жизнь московский режиссер Алексей Гирба. Художник-постановщик Евгений Терехов, художник по костюмам Любовь Мингазитинова и художник по свету Нарек Туманян тоже прибыли из Москвы.

Как говорит режиссер, островной край небольшой, оттого и ценность каждого человека и каждого спектакля здесь возрастает.

– Если в первую секунду мы не зацепим зрителя, то мы его потеряем. Наша задача – чтобы зритель не ушел – раз, чтобы получал удовольствие на протяжении двух часов, сидя в зале, – два. По статистике, на планете в минуту умирает тысяча человек. А мы хотим продлить людям жизнь. Ведь смех, говорят, хорошо в этом помогает, – отмечает А. Гирба.

 

Режиссер шутит, что над спектаклем труппа и постановочная группа вовсе не работали – они около месяца получали удовольствие.

Н. Туманян, ранее работавший в Большом театре, попытался создать на сахалинской сцене легкую, светлую атмосферу самого романтичного города на земле – Парижа.

– Старался, чтобы зритель увидел спектакль так, как его ощущает режиссер. В свете есть некая драматургия, развитие, но это в большей степени касается драмы. А в комедии мы передаем легкое настроение, чтобы глаз не напрягался, чтобы зритель не всматривался и не погружался в какие-то психологические глубины, – рассказывает художник по свету.

Выше всяких похвал и работа выпускницы Школы-студии МХАТ Л. Мингазитиновой. Главные герои, и особенно героини, щеголяли в продуманных до мелочей нарядах.

Гарем в центре Парижа

«Нужно быть полигамным! Вот вершина блаженства! Приятно, изменчиво! Разные ощущения, разные чувства, в общем, все разное! Идеально, я считаю!» – втолковывает главный герой «Боинга» – молодой успешный архитектор Бернар (Антон Ещиганов) – своему скромняге-приятелю из провинции Роберу (Константин Вогачев).

Ловелас Бернар устроил себе гарем в центре Парижа. Он крутит роман не с одной, не с двумя, как это обычно бывает, а сразу с тремя избранницами. «Меньше – монотонно, больше – утомительно! Три – то, что доктор прописал», – рассуждает главный герой. Причем все девушки – его невесты. А что? Разве плохо пользоваться всеми преимуществами женитьбы, только без семейных передряг. Аморально? «Для кого? Почему?» – недоумевает ловелас. Ведь ни одна из невест не догадывается о существовании соперниц, и каждая думает, что она – единственная. Все они живут в его квартире, у всех есть ключи от нее.

Как же троеженец выкручивается в этой ситуации? Все просто – часовые пояса. Все его невесты – стюардессы. Земля вертится, а вместе с ней и дамы любвеобильного сердца Бернара. Шанс, что бортпроводницы трех крупнейших мировых авиакомпаний – «American Airlines», «Air France» и «Lufthansa» – окажутся в одно время в одном месте, невелик. Вот Бернар и любит всех одинаково, в соответствии с расписанием отлетов-прилетов.

Только американская невеста Мэри (Татьяна Никонова) за порог, как приземляется французская – Мишель (Ирина Звягинцева), а немецкая – Марта (Алиса Медведева) в это время находится в самолете. Все разыгрывается как по нотам. Даже если две избранницы одновременно окажутся в Париже, что маловероятно, Бернар просто отвезет одну из них, например, в Сан-Жермен, будто бы развеяться.

Голова кругом от постоянных «туда-сюда» идет только у горничной ловеласа – Берты (Анна Антонова). Ее постоянно повторяемая фраза «Вы же понимаете, что это не жизнь для служанки», сказанная с неповторимой интонацией, стала одним из самых ярких впечатлений от премьеры.

Неисправимые

Но рано или поздно даже самые надежные и проверенные схемы дают сбой, например, из-за непредвиденной задержки рейса. Вскоре идиллию разрушает одновременный приезд всех трех дам сердца Бернара, превращая его жизнь в феерию неудобных положений.

Выкручиваться из паутины, которую он сам для себя и создал, троеженцу помогает приятель Робер. Попутно он сам очаровывается романтичной «Люфганзой»-Мартой, а немецкая невеста отвечает ему взаимностью. Бернар, скрепя сердце, благословляет новоиспеченную влюбленную парочку и понимает, что ему хочется простого семейного счастья с той, кого любит больше всех, – Мишель.

Осталось только разобраться с американкой-феминисткой. Препятствие в виде Мэри устраняется само собой. Та тоже оказалась не лыком шита – у нее было одновременно три жениха. И Мэри выбирает миллиардера, который разбогател совсем недавно, чтобы жениться на ней.

Казалось бы, клубок распутан, но… как показывает конец спектакля, бабника могила исправит. Все эти коллизии не новы для сцены островного театра. Зрители знакомы и с «Таксистом», и с «Ужином по-французски», и с «Моей женой – лгуньей». «Боинг» из того же ряда необременительных для ума, развлекательных зрелищ.

Молодые и талантливые артисты Чехов-центра продолжают радовать неплохой актерской игрой, возможности которой, впрочем, ограничены неглубоким смыслом первоисточника. Мы видим дамского угодника Бернара, поначалу трогательного, но быстро входящего во вкус столичной жизни Робера, независимую, резкую и раскованную Мэри, женственную и заботливую Мишель, романтичную и несколько «иностранную» Марту… А любимицей всех зрителей по праву стала харизматичная горничная Берта, которую блестяще сыграла Анна Антонова.

На протяжении двух часов изобретательная ложь, театральные увиливания, умелые выходы из смехотворных ситуаций притягивают внимание к происходящему на сцене. Но, отправляясь в театр на «Боинг-Боинг», не следует ожидать от этого спектакля многого. Постановка определенно не заставит задуматься о вечном, но вполне может скрасить свободное время.

Екатерина Банковская, газета «Губернские ведомости»

6 марта 2014 г.

 

 

Поделиться:
САХАЛИНСКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
им. А.П.ЧЕХОВА
693020, г. Южно-Сахалинск,
Коммунистический пр., 35
E-mail: chekhov-centre@sitcc.ru
(4242) 72-72-80 / 72-72-79
Касса: (4242) 42-52-62 / 30-62-42