07 апреля 2014

Жестокие игры офисного планктона

Иногда меня посещает радость от того, что международный театральный центр имени Чехова – структура некоммерческая. В противном случае сахалинский зритель никогда бы не увидел тот «Метод Грёнхольма», что был впервые  показан на театральной сцене 4 и 5 апреля – слишком много материальных усилий в него вложено, и при этом для зрителей не так много места, ведь действие происходит на малой сцене театра.

Семьдесят четыре зрителя – именно такова вместимость зала на малой сцене – оказываются в замкнутом высокотехнологичном офисном пространстве, наблюдая за тем, как четверо претендентов на должность топ-менеджера крупной транснациональной компании, получив команду «фас», будут травить друг друга всеми возможными способами, лишь бы избавиться от конкурента. И те сладкие, жалобные и невероятно эмоциональные речи, что секунду назад казались правдой – на деле обычное притворство и хорошо просчитанный тактический ход. Таков герой нашего времени – офисный планктон, прошедший эволюцию до акулы бизнеса. По своим возможностям влиять на судьбы людей – полубог, но лишенный возможности чувствовать и сопереживать. Эдакий полубог-полуробот – страшное, честно говоря, создание.

В «Методе Грёнхольма» есть все – интриги, напряженные диалоги героев, драка, моменты почти интимные, и лексика, временами далекая от цензурной. Затрагивается даже тематика сексуальных меньшинств. Правда, как признался московский режиссер Александр Созонов, из пьесы каталонского драматурга Жорди Гальсерана для сахалинской постановки вырезано огромное количество брани – чтобы чуть нейтрализовать слишком горячий испанский темперамент произведения.

Остросюжетный психологический детектив держит в напряжении до самого конца – лишь в последние минуты действа выяснится, кто из четырех – настоящий кандидат на должность, а кто – наблюдатель от компании, принимающей на работу.  И, несмотря на то, что каждый из актеров всегда на виду, и даже в укромных местах есть видеокамеры, транслирующие все происходящее в укромных местах на большой экран, ответ станет неожиданным.

По словам театроведа и эксперта театральной премии «Золотая маска» Оксаны Кушляевой, прилетевшей на премьеру из Санкт-Петербурга, «Метод Грёнхольма» запал в сердце зрителям по всей России – постановка идет даже в маленьком городке Лысьва, где о крупных корпорациях знают лишь понаслышке. По ее мнению, испанский «Метод…» очень похож на гоголевского «Ревизора» в том смысле, что здесь ревизоры – все, кроме одного, и интриги в обоих произведениях невероятно схожи. Что же до сахалинской постановки, то ее исполнителям придется несладко. Здесь будут сталкиваться две театральные школы – европейская, где вся напряженность ситуации должна проходить через разум, и московская, в которой главенствует эмоциональность, и поначалу придется искать баланс.

У пьесы будет время для шлифовки мельчайших психологических деталей – следующий показ пройдет 13 апреля. Через неделю на малой сцене Чехов-центра вновь во всей красе развернется захватывающее действо цинизма и обмана, запутывающее зрителей так, что перехватит дух. На фоне предыдущих легких комедийных спектаклей это – эволюция, которая заставит сахалинцев не просто смеяться или плакать, но задуматься о ценности человечности в современных реалиях игр на выживание.

Александр Красноперов, ИА «Рунета — События Сахалина»

Поделиться:
САХАЛИНСКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
им. А.П.ЧЕХОВА
693020, г. Южно-Сахалинск,
Коммунистический пр., 35
E-mail: chekhov-centre@sitcc.ru
(4242) 72-72-80 / 72-72-79
Касса: (4242) 42-52-62 / 30-62-42