07 апреля 2014

Сахалинцам показали офисный триллер "Метод Гренхольма"

Строгая мебель, однотипные папки с отчетами на полках, факсы-ксероксы, кулер, мини-кухня, restroom — предельно безлико и лаконично обустроенное пространство офиса. В этой атмосфере даже растения кажутся неживыми, а окна в пол дают обманчивое впечатление свободы, воздуха, которого так не хватает в закрытом помещении.

Закрытое оно не условно, а по-честному. Чуть больше двух часов без антракта — "кто вышел, тот проиграл", то есть обратно в офис на малой сцене уже не попадет. Один из зрителей проверил это на себе и не досмотрел спектакль.

В пространстве офиса обитает трансцендентное существо, в программке обозначенное как Телец (Владимир Байдалов), но производящее впечатление совершенно демоническое ("Сатана там правит бал"). Менять виды за окном — самое безобидное из того, на что способна эта антропоморфная сущность с черным педикюром.

Сюжет спектакля закручен, как и положено в триллере. Четверо претендентов (Леонид Всеволодский, Андрей Кошелев, Наталья Красилова, Сергей Максимчук) на должность коммерческого директора крупнейшей компании DEKIA являются на решающее собеседование и узнают, что оно будет проходить далеко не по традиционной схеме. После того, как герои понимают — им самим придется выбирать, кому остаться, напряжение возрастает не меньше, чем объемы продаж у гениальных топ-менеджеров. Сюжет держит внимание зрителей буквально до последней секунды, пока Телец не стирает главного героя "с лица офиса". Исполнитель роли Энрике Фонта Андрей Кошелев так и охарактеризовал постановку — "спектакль-напряжение".

 

"За такую зарплату, да если они меня попросят, я им на столе гимн Швеции станцую". "Тебе вообще что-нибудь нравится?" "Моя работа". "Я восхищаюсь практичными людьми". По репликам героев можно легко уяснить себе их жизненные приоритеты. Они готовы спекулировать на самых незыблемых человеческих ценностях, лишь бы получить наконец "эту гребаную должность".

Кстати, возрастная маркировка спектакля — 16+. В нем нет табуированной лексики, но есть довольно грубые выражения. По словам режиссера Александра Созонова, сахалинская постановка — это еще лайт-версия пьесы испанского драматурга Жорди Гальсерана.

Несколько слов о сценографии — она порадует зрителя, имеющего потребность в новых впечатлениях от театра. Когда актеры скрываются из поля зрения и уходят в кухню или туалет, их снимает камера, а картинка тут же выводится на окно-экран, создавая ощущение слияния двух искусств — театра и кино. В моментах, требующих акцента на эмоциях героев, камера снимает крупно их лица — видно даже, как дрожат ресницы. Научиться быстро перестраиваться с одного способа игры на другой было непросто для сахалинских актеров, привыкших жить на сцене, но не в кадре. Однако три месяца работы над постановкой сделали свое дело — все получилось.

После окончания спектакля состоялось его обсуждение с участием актеров, режиссера, театрального критика из Санкт-Петербурга Оксаны Кушляевой, автора сценографии Арсения Радькова и видеоинженера Алексея Береснева. Осталось меньше половины зрителей.

По словам Оксаны Кушляевой, пьеса "Метод Гренхольма" хорошо прижилась в России и успешно идет как в крупных городах, где есть транснациональные компании, так и в более маленьких, где воспринимается зрителями больше как "заморский сувенир".

Сахалинцев спросили: насколько им близка и понятна тема борьбы за высокооплачиваемую должность не на жизнь, а на смерть? По мнению зрительницы, работающей руководителем расчетного отдела, на острове такая история вполне может быть актуальной в связи с тем, что здесь достаточно много иностранных компаний, и претендентов на серьезные должности отбирают, руководствуясь не только профессиональными, но и психологическими мотивами.

Спектакль о том, во что жажда денег может превратить человека, еще покажут на малой сцене Чехов-центра 13 апреля. На этот раз вместо Леонида Всеволодского исполнять главную роль будет Андрей Кузин. По словам Оксаны Кушляевой, из-за особенностей взаимодействия героев внутри сюжета это будет новая, практически самостоятельная версия постановки.

"Особенно интересно посмотреть спектакль, когда вы уже знаете всю интригу, — тогда вы замечаете, как много разных задач в спектакле держат актеры", — сказала театральный критик.

Наталья Голубкова, ИА Sakhalin.info

Поделиться:
САХАЛИНСКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
им. А.П.ЧЕХОВА
693020, г. Южно-Сахалинск,
Коммунистический пр., 35
E-mail: chekhov-centre@sitcc.ru
(4242) 72-72-80 / 72-72-79
Касса: (4242) 42-52-62 / 30-62-42